Что такое цуба
Хотя мы давно уже привыкли видеть японские мечи (нихонто) в боевых сценах исторических самурайских фильмов, в наши дни мало кто может похвастаться тем, что держал в руках настоящий японский меч хотя бы раз в жизни.
Многие японцы уже и не припомнят, как называются составные части этого некогда столь распространенного оружия. Времена, когда самураи являлись господствующим классом в японском обществе, давно овеяны легендами.
При этом надо понимать, что японский меч, который самураи неизменно носили при себе, не отпуская, можно сказать, ни на минуту, не только был неотъемлемым элементом облачения немногочисленного военного сословия, но и оказал существенное влияние на формирование японской культуры как таковой.
Поэтому стоит ли удивляться, что в современном японском языке до сих пор слышны отголоски той далекой самурайской эпохи.
Возьмем, например, такие обыденные, на первый взгляд, выражения, как «ожесточенная борьба» (цуба-сэриай), «оказаться в безвыходном положении» (сэппа-цумару) и «оживленная центральная улица» (мэнуки-дори). При ближайшем рассмотрении все они оказываются производными от тех или иных деталей, входящих в устройство японского меча.
Назначение цубы
Первое выражение цуба-сэриай дословно обозначает состояние, когда оба соперника упираются мечом в меч на уровне гарды, с тем чтобы найти более выгодное положение для нанесения удара (гарда, то есть та часть меча, которая защищает руку от удара противника, по-японски называется цуба).
Глагол сэппа-цумару изначально описывает ситуацию, при которой шайба сэппа, используемая для фиксации цубы, застревает в ножнах, не позволяя тем самым вовремя выдернуть клинок. Наконец, выражение мэнуки-дори происходит от слова мэнуки, обозначающего декоративный элемент, располагавшийся посередине рукояти меча.
У японского меча нихонто есть и другие не менее важные составные части, такие как клинок (тосин), ножны (сая), рукоять (цука) и другие. При изготовлении мечей издревле применялся принцип разделения труда с четко выраженной специализацией (каждую из вышеупомянутых деталей производил отдельный ремесленник). Поскольку от качества изготовленного меча в буквальном смысле слова зависела жизнь самурая, в производстве нихонто концентрировались все последние технические достижения того времени.
Однако по иронии судьбы на протяжении длительного мирного периода Эдо (1603-1868), характеризовавшегося почти полным отсутствием войн, у самураев практически не было возможности использовать эти мечи по их прямому назначению – т.е. в качестве боевого оружия. В этих условиях цуба, первоначально призванная защитить руку от удара противника, постепенно стала развиваться как элемент декоративного убранства.
Прежним массивным и надежным гардам, предназначенным для реального боя, самураи стали предпочитать легкие и дешевые цубы с большим количеством художественных прорезей, а варианты дизайна таких цуб стали все более и более разнообразными.
К счастью, устройство японского меча позволяет достаточно просто сменить одну цубу на другую, по сути это может сделать любой, даже специально не обученный человек. «Говорят, что в эпоху Эдо все самураи имели по 20-30 цуб. Они меняли их в зависимости от ситуации или настроения, а также обменивались ими со своими друзьями», – рассказывает Рюкэн, один из современных мастеров по изготовлению цуб.
В свое время и он сам, подобно самураям времен Эдо, был пленен красотой японских цуб, что и предопределило его выбор профессии. «Сначала я просто интересовался японскими мечами, – вспоминает мастер. – Но ведь нихонто – вещь очень дорогая, так просто ее не купишь… Наверное, каждый японский мальчишка в детстве мечтает хотя бы об одном настоящем мече. Ну, а если нет возможности получить меч, то на худой конец о паре настоящих цуб. Вот так я и начал коллекционировать цубы.
Поскольку я от природы любил мастерить, то я стал брать уроки у одного сэнсэя, жившего неподалеку, и затем принялся самостоятельно изготавливать цубы. А ведь тогда мой сэнсэй тоже был просто любителем». Это и неудивительно. Вместе с указом о запрете ношения мечей, вышедшим в 1876 году, всем ремесленникам, специализировавшимся на производстве цуб, пришлось искать новую работу.
В результате традиция изготовления цуб была прервана. И сегодня, по прошествии 130 с лишним лет, правильнее говорить уже не о сохранении этой традиции, а о ее возрождении. «Мой сэнсэй проводил собственные исследования и сумел вывести способ лакировки и покраски цуб, полностью идентичный тому, который применялся в эпоху Эдо. Знаете, это как с соусом в рыбном ресторане: люди всё время просят рассказать рецепт, только никто никогда не расскажет, потому что это секрет.
Недавно мне удалось получить состав сплава, который использовался в период Эдо. Все это – результат тщательных исследований». Со временем цубы, которые производил Рюкэн, стали приобретать люди, практикующие иайдо (искусство внезапной атаки с использованием японского меча). Образцы мастера заслужили среди них репутацию «достойных современных цуб, которые можно использовать в настоящем поединке».
Известно, что во время соревнования приходится неоднократно вынимать меч из ножен и затем вставлять его обратно. У каждого человека есть свои предпочтения касательно толщины и веса цубы, поэтому Рюкэн принимает индивидуальные заказы с точностью до миллиметра. В вопросе оформления цуб мастер также старается быть весьма разнообразным.
С одной стороны, есть образцы, выполненные в традиционном классическом стиле, но существуют и работы, которые воспроизводят цубы, использовавшиеся в знаменитых художественных фильмах, например «Телохранителе» и «Семи самураях» Акиры Куросавы. Когда смотришь на всевозможные формы и рисунки цуб, расположившихся вдоль стены мастерской Рюкэна, то чувствуешь, что каждая из таких работ (небольшой круг диаметром 7-8 см, в который вписаны различные иероглифы, пейзажи и прочие мотивы) – это своего рода маленькая вселенная.
Нетрудно понять, почему так много коллекционеров влюблены в эти произведения. Антикварные цубы можно квалифицировать по различным признакам, таким как имя мастера или место изготовления. Что же касается цуб, произведенных в Эдо (старое название города Токио), то здесь также есть свое внутреннее деление. Так, цубы, изготовленные в токийском районе Акасака, называются акасакскими. Их отличительная особенность – большая толщина, совмещенная с точностью исполнения, и достаточно понятный рисунок.
Работы Рюкэна находятся в русле именно этой акасакской традиции. Когда держишь их в руках, возникает ощущение чего-то значительного, и в то же время само прикосновение к этим работам оказывает на тебя какое-то необъяснимое успокаивающее действие. «С годами начинаешь понимать “вкус” металла, или, так сказать, его некоторую податливость», – объясняет Рюкэн.
Можно добавить, что и руки самурая, сражавшегося с врагом при помощи этого твердого металла, также должны были отличаться существенной гибкостью.